Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Материально-техническая база МКДОУ «Детский сад «Незабудка» соответствует требованиям, предъявляемым к образовательным организациям. Групповые помещения оснащены мебелью и игровым оборудованием в соответствии с требованиями нормативных документов и возрастными особенностями детей. В ДОО оборудованы кабинеты педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкальный и физкультурный залы, бассейн. На территории ДОО для организации различных видов детской деятельности имеются групповые прогулочные площадки с верандами и разнообразным игровым уличным оборудованием. Территория ДОО озеленена, разбиты клумбы, газоны.
Направления развития в образовании детей |
Наименование объектов |
Оснащенность объекта оборудованием, пособиями, техникой и др. |
Физическое развитие |
физкультурный зал |
тренажеры, шведская стенка, мягкие модули, мячи разных размеров, обручи, кегли, скамейки, доски с ребристой поверхностью, гимнастические палки, кольцебросы, мешочки с песком, маты, гантели, массажеры, лыжи, клюшки и проч. |
бассейн |
мячи, ласты, нарукавники, тонущие обручи, резиновые игрушки, корзины для водного поло и проч. |
|
спортивная площадка |
турник; яма с песком, малые формы |
|
физкультурные уголки в группах |
мячи, гимнастические скакалки; кегли, нестандартное оборудование, дартс, серсо, оздоровительные дорожки, массажные коврики, |
|
медицинский блок |
весы напольные, ростомер; аппараты для кварцевания; |
|
Познавательное развитие |
тематические уголки в группах |
предметно-развивающая среда в соответствии с Основной образовательной программой дошкольного образования МКДОУ «Детский сад «Незабудка» |
уголки экспериментирования в группах |
||
уголки природы в группах |
||
мини – музеи |
Космическая комната, Русская изба |
|
оформление коридоров детского сада |
Природные климатические зоны, Русское подворье |
|
методический кабинет |
библиотека методической, энциклопедической, художественной литературы; методические пособия, плакаты, игры; демонстрационный, раздаточный, строительный материал и проч. |
|
Речевое развитие |
речевые уголки в группах |
библиотека детской литературы в соответствии с возрастом; книжная больница; тематические альбомы речевого развития; настольно-печатные речевые игры и пособия; игры-шнуровки; игровое оборудование для развития мелкой моторики рук |
кабинет логопеда |
зеркала для индивидуальных занятий с детьми; библиотека специальной литературы; методические пособия для занятий (картинки, схемы, дидактические игры, азбука); настольно-печатные речевые игры и пособия; игры-шнуровки; игровое оборудование для развития мелкой моторики рук и проч. |
|
Художественно-эстетическое развитие |
музыкальный зал |
аудиофонотека, мультимедийная установка, музыкальные центры, магнитофоны; портреты, литература о композиторах; методические пособия, костюмы для проведения праздников, игрушки-персонажи для кукольного театра, ширмы и проч. |
театрализованные уголки в группах; |
различные виды театров (традиционные и нетрадиционные), ширмы; уголки «ряжения» |
|
музыкальные уголки в группах |
детские музыкальные инструменты, альбомы с распевками, песнями и музыкальными сказками; музыкально-дидактические игры |
|
уголки ИЗО-деятельности в группах |
материалы для детского творчества (кисти, цветные карандаши, штампы, трафареты, пластилин, цветная бумага и проч.) |
|
оформление коридоров детского сада |
Галерея искусств (репродукции картин), выставка образцов народного декоративно-прикладного искусства
|
|
Социально-коммуникативное развитие |
тематические уголки в группах |
предметно-развивающая среда в соответствии с Основной образовательной программой дошкольного образования МКДОУ «Детский сад «Незабудка»: подбор методической литературы по социально-нравственному, трудовому воспитанию, ОБЖ и проч. |
кабинет психолога |
библиотека специальной литературы; методические пособия для занятий; настольно-печатные игры и пособия; игровое оборудование для развития познавательных процессов и мелкой моторики рук; игры для развития социально-коммуникативной и эмоциональной сферы; |
|
уголки по патриотическому воспитанию в группах |
библиотечка по патриотическому воспитанию для дошкольников; тематические альбомы; государственные символы |
|
методический кабинет |
государственные символы; литература и пособия по патриотическому воспитанию дошкольников; литература о Калужском крае, методические пособия, игры по ОБЖ, социально-нравственному воспитанию и проч. |
|
оформление коридоров детского сада |
Уголок по ПДД, стенд «Я – ребенок, я имею право» |
|
информационные уголки для работы с родителями |
материалы для психолого-педагогического просвещения родителей |
Технические средства образовательной деятельности:
- мультимедийные установки с большим и малым экранами - 2 шт.
- магнитофоны -12 шт.
- музыкальные центры - 3 шт.
- телевизоры – 1шт.
- компьютеры - 2 шт.
- ноутбуки - 4 шт.
- ксерокс - 1 шт.
- планшет - 2 шт.
- принтер - 3 шт.
- сканер - 1 шт.
- интерактивные доски - 3 шт.
- фотоаппарат - 1 шт.
Обеспечение доступа в здание ДОУ инвалидов и лиц с ОВЗ
В ДОО создаются условия доступности для всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья: Территория, прилегающая к зданию, доступна для всех категорий инвалидов, вход в здание возможен для всех. В полной доступности пути движения по зданию, включая пути эвакуации, для всех, кроме инвалидов-колясочников со второго этажа, так как отсутствие пандусов, делает это невозможным.
Зоны целевого назначения, а это групповые помещения, кабинеты: заведующего, учителя–логопеда и педагога-психолога, методический, делопроизводителя, музыкальный и физкультурный залы находятся в полной доступности для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с нарушениями слуха, зрения и умственными нарушениями, кроме инвалидов колясочников.
В ДОО разработан паспорт доступности организации с учетом всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья.
На центральной входной двери оборудована специальная кнопка вызова и домофоном.
В здании функционирует громкая связь.
В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам.
Организация укомплектована квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно-развивающую деятельность: педагог-психолог, учитель-логопед, медицинская сестра.
Для организации занятий с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, имеется оборудованные кабинеты: психологический, логопедический кабинет.
В ДОО создана безбарьерная среда для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, разработан Паспорт доступности
Специально оборудованные учебные кабинеты
В МКДОУ «Детский сад «Незабудка» оборудованы кабинеты педагога-психолога и учителя-логопеда, для проведения практических занятий с воспитанниками. Кабинеты приспособлены так же для работы с детьми, имеющими инвалидность и детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Педагог-психолог в кабинете проводит индивидуальные и подгрупповые занятия по развитию познавательной и эмоциональной сфер воспитанников, коррекции нарушений личностного и интеллектуального развития детей с ОВЗ, диагностику психологической готовности ребенка к обучению в школе и консультации родителей.
Учитель-логопед в кабинете проводит индивидуальные и подгрупповые занятия по речевому развитию воспитанников, коррекцию речевых нарушений детей с общим недоразвитием речи (ТНР, ФНР, ФФНР), диагностику речевого развития воспитанников и консультации родителей.
Деятельность специалистов направлена на создание условий, способствующих охране психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для организации образовательной деятельности используется все пространство учреждения: кабинеты педагога-психолога и учителя-логопеда, бассейн, музыкальные и спортивные залы, игровые комнаты, рекреации, прогулочные площадки. Для эффективной развивающей работы с детьми с ОВЗ в каждой группе созданы коррекционные уголки, в режиме совместной деятельности воспитателя с детьми организован речевой час.
Библиотеки, приспособленные
для использования инвалидами и лицами
с ограниченными возможностями здоровья
Библиотека в детском саду располагается в методическом кабинете. В каждой группе имеются книжные уголки, соответствующие возрастным особенностям детей. Книжный фонд МКДОУ находящийся в групповых помещениях, делится на несколько разделов:
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МКДОУ «Детский сад «Незабудка» в каждой группе организованы уголки физической культуры, в которых для организации двигательной деятельности имеются: мячи, кегли, обручи, мишени для метания, скакалки, дорожки «здоровья», и др. спортивное оборудование; нетрадиционное оборудование; оборудование для оздоровительной работы (массажные дорожки, пуговичные коврики, мячи для корректирующих упражнений) и т.д.
В музыкальных и спортивных залах, проводится утренняя гимнастика, физкультурные досуги, праздники и развлечения. Бассейн оснащен необходимым оборудованием для занятий плаванием: мячи, ласты, нарукавники, тонущие обручи, резиновые игрушки, корзины для водного поло и проч.
В спортивных залах для развития и коррекции психомоторной сферы, развития координации движения, крупной моторики детей с ОВЗ предусмотрен необходимый спортивный инвентарь: мешочки с песком, мягкие модули, тренажёры (твистер, степпер, беговая дорожка, детский велотренажер, балансир и др), набивные мячи, мячи-фитболы, массажные дорожки, массажные кольца, массажные «огурцы» и т.д., детский батут.
Для снятия психо-эмоционального напряжения детей с ОВЗ через двигательную активность, в том числе детей с УО и РАС, используется сухой бассейн.
Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо-физиологическим особенностям детей и их возрасту.
Оборудование может быть использовано как обычными детьми, так и детьми инвалидами, а также детьми с ОВЗ.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными
возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду, рассматриваются как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
В МКДОУ разработаны адаптированные образовательные программы для детей инвалидов, детей с ОВЗ, которые направлены на коррекцию нарушений развития и разработаны с учетом особенностей развития каждого ребенка.
В коррекционно-развивающей деятельности с детьми педагог-психолог использует следующие учебно-методические пособия: счетный материал, пирамидки, разрезные картинки разной конфигурации, набор карточек на обобщающие темы, развивающие игры по системе М.Монтессори, игровой набор Фребеля, развивающие пособия и игры для формирования логики, восприятия, координации движений, межполушарного взаимодействия, мелкой моторики, разные виды конструктора ЛЕГО, образные игрушки, настольные театры по сказкам, игровые пособия для развития познавательной сферы детей с ОВЗ (сделанные своими руками). Для воспитания толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья имеются специальные пособия, наглядно-дидактический материал.
В кабинете имеются песочный стол с подсветкой, мягкий диванчик, мягкие модули.
Кабинет учителя-логопеда оснащен специальным оборудованием для развития и коррекции нарушений: зеркалом, дидактическими играми для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми.
Учебно-методические пособия и материалы логопедического кабинета:
- по звукопроизношению (речевые профили звуков, карточки с изображением символов звуков, картинный материал для автоматизации поставленных звуков, рабочие тетради для закрепления звуков, речевое домино, логопедическое лото и др);
- по фонетическому восприятию (наборы картинок, тетради для развития фонетического слуха, лэп-бук);
- по лексическому запасу (дидактические игры, наборы картинок);
- по связной речи (наборы предметных, сюжетных картинок и серии картинок для составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа, алгоритмы, опорные схемы для составления описательных рассказов);
- картотеки артикуляционной гимнастики в картинках, пальчиковых игр, дыхательных упражнений и игр, наборов предметных картинок по лексическим темам, загадок, чистоговорок, скороговорок, упражнений на релаксацию;
- на развитие дыхания (свистки, дудочки, воздушные шары, вертушки, мыльные пузыри);
- на развитие мелкой моторики (матрешки, шнуровки, пирамидки, пазлы, трафареты);
- по обучению грамоте (настенная азбука, предметные картинки на каждую букву, трафарет, схемы артикуляции звуков, материал для звукобуквенного анализа и синтеза)
Обеспечение беспрепятственного доступа
в здания образовательной организации
В ДОО создаются условия доступности для всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья: территория, прилегающая к зданию, доступна для всех категорий инвалидов, вход в здание осуществляется по кнопке вызова. В полной доступности пути движения по зданию, включая пути эвакуации, для всех, кроме инвалидов-колясочников со второго этажа, так как отсутствие пандусов, делает это невозможным.
Зоны целевого назначения, а это групповые помещения, кабинеты: заведующего, учителя–логопеда и педагога-психолога, методический, делопроизводителя, музыкальный и физкультурный залы находятся в полной доступности для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с нарушениями слуха, зрения и умственными нарушениями, кроме инвалидов колясочников.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
МКДОУ «Детский сад «Незабудка» оснащен современной оргтехникой. В том числе имеются — музыкальные центры, интерактивное оборудование: проекторы, интерактивные доски, детский компьютер.
Компьютеры имеют доступ к информационно-коммуникационной сети Интернет, что позволяет педагогам быстро находить необходимый материал для организации разных видов детской деятельности.
Воспитанники являются пользователями материалов, подготовленных педагогами для организации образовательной деятельности.
Учреждение имеет сайт с версией для слабовидящих. Работа по его содержательному наполнению ведется постоянно. Педагоги владеют навыками работы с ИКТ, регулярно используя их в воспитательно-образовательной деятельности.
Мультимедийное оборудование используется на родительских собраниях, досуговых мероприятиях для детей, педагогических часах и педсоветах, при организации НОД.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидами и лицами с ОВЗ МКДОУ «Детский сад «Незабудка» не предусмотрено
Наличие условий для беспрепятственного доступа
в общежитие, интернат
Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено.
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено.
ГРУППА КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ «РАЗВИВАЙ-КА»
Кабинет психолога